Пояснительная записка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»
Целями законопроекта являются:
- дальнейшее совершенствование Федерального закона «Об оружии» от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ (с изм., далее - Закон) в части усиления и достаточности управляющего воздействия на такой специфический участок общественных отношений, объектом которого является сфера оборота оружия, а также его направленности на усиление контрольной функции государства, исключения условий незаконности применения гражданского и служебного видов оружия;
- профилактика преступлений в сфере оборота оружия и патронов к нему;
- повышение уровня правосознания населения, учитывая общеизвестную статистику по огромному количеству насильственных бытовых преступлений (правонарушений) с использованием различных типов и видов гражданского оружия, в том числе в состоянии алкогольного и иного опьянения (еще не утихло общественное возмущение по последнему московскому случаю трагедии – убийство шестерых мирных граждан на рабочем месте из огнестрельного оружия);
- уточнение положений о запрете оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему в части не только торговли, но и приобретения его помимо организаций, осуществляющих торговлю оружием и патронами к нему в иных местах (в том числе на транспорте, на улицах, в местах рыночной торговли и т.п.), учитывая, что, например, электрошоковые устройства и искровые разрядники свободно «торгуются и приобретаются» гражданами в поездах и других местах наряду с детскими игрушками и кухонными ножами.
Уточнения и новации положений, изложенных в законопроекте, исходят из нижеследующего.
1. В настоящее время в обороте оружия отсутствует элемент (условие) поэтапности (срочности) допуска к оружию физических лиц, в том числе разрешении на ношение оружия.
Действующее условие лицензирования на срок приобретения оружия и патронов к нему - 6 месяцев (часть 2 статьи 9 Закона) не предусматривает каких-либо иных временных квалифицированных признаков владения и применения оружия, кроме срока действия лицензии на пять лет (части 3, 14, 18, 22 статьи 13 Закона).
При этом положения статей 26, 27 Закона, предусматривающие возможность аннулирования и изъятия лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение и ношение оружия, изъятия оружия и патронов к нему - носят весьма общий характер, находясь в зависимости от некоего абстрактного и неопределенного случая «выявления нарушения гражданином установленных настоящим Федеральным Законом»… правил… хранения, ношения, продажи... оружия… «органом внутренних дел»… (см. например, часть 2 статьи 26 Закона).
Однако Закон устанавливает некую отсылку к статье 13 Закона по разрешению на ношение лишь наградного оружия, а в части гражданского и служебного оружия нормы о разрешении на хранение и ношение оружия отсутствуют, хотя этот вид оружия, в том числе оружие самообороны, наиболее часто используется и является квалифицирующим признаком уголовных и административно-правовых деяний граждан.
Законопроект предусматривает на законодательном уровне выдачу разрешений на хранение и ношение гражданского и служебного оружия на следующие временные периоды: впервые - на 6 месяцев, затем - на год, затем - на три года, после чего - на каждые пять лет, если нет причин отказа.
Полагаю, что предлагаемые административно-правовые меры будут способствовать достаточности управляющего воздействия Закона на такой специфический участок общественных отношений, объектом которого является оружие, и позволит существенно повысить возможности профилактики правонарушений, будет содействовать повышению уровня правосознания граждан, служебной и специальной учетности и контролю оборота оружия, а также разрешительной системы МВД в данной сфере.
2. В настоящее время Закон, хотя и предусматривает ряд предварительных положений квалифицированного характера для приобретения определенных видов и типов оружия для граждан: как-то наличие «спортивного паспорта» (часть 7 статья 13); необходимость иметь в «собственности спортивное огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет» (часть 8 статьи 13); предоставление ходатайства аккредитованной «общероссийской спортивной федерации» (часть 16 статьи 13), - однако для оружия самообороны какие-либо аналогичные квалифицированные требования не предусмотрены.
В этой связи для достижения указанных целей законопроектом по аналогии с предварительными положениями квалифицированного характера предлагаются следующие новации:
а) уточнение нормы при первичном получении лицензии - необходимостью наличия рекомендации двух взрослых человек и их подпись при подачи заявления гражданином для приобретения оружия,
б) проведение тестов и собеседования, из чего было бы видно о психологических и иных способностях использования человеком оружия, а также возможности и умения применять его для защиты в экстренных ситуациях.
Предварительное прохождение специальных тестов в порядке личного опроса на пригодность и выявление необходимых качеств людей обусловлено тем, что оружие - это прежде всего средство защиты (не считая боевого, охотничьего, спортивного), и разрешение на него может даваться только психически устойчивым и надежным людям, имеющим веские причины для владения огнестрельным оружием для самообороны и способных в экстремальных ситуациях принимать адекватные решения, чтобы воздерживаться от разрушительных и насильственных действий. Международная практика придерживается таких же подходов по указанным новациям, что отражено, например, в законах об оружии Финляндии, Латвии, Австрии, Германии и др.
3. Законопроектом предлагается:
а) повысить возрастной ценз - до 25 лет, при получении лицензии на гражданское огнестрельное оружие самообороны рядовыми гражданами (за исключением спорта, государственной службы и выполнения других профессиональных обязанностей);
б) ввести разрешительную систему на гражданское неогнестрельное оружие самообороны (механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, часть 4 статьи 13 Закона).
Данная позиция подтверждается и практикой ряда европейских государств, в том числе и по возрастному цензу граждан, претендующих на получение лицензий на огнестрельное оружие самообороны, разрешений на владение им (например, в Финляндии – начиная с 20 лет, в Австрии - с 21 года и старше, в Германии - с 21 года). К примеру, в Финляндии закон об огнестрельном оружии напрямую влияет на 700000 держателей лицензий на огнестрельное оружие и, косвенно, на ряд других лиц с включением более миллиона поклонников пневматического оружия. При этом, в отличие от России, законодательство регламентирует вопросы и отношения не только по огнестрельному оружию, но и по стрельбищам, их размещению и содержанию, что также предполагается ввести законопроектом.
4. Законопроектом предусматривается дополнить полномочия органов МВД прописыванием в лицензиях на приобретение оружия мероприятий, необходимых для данного гражданина при владении (ношении) оружия, а также предоставлением права досрочного отзыва лицензии (разрешения) в не судебном (административном) порядке, в том числе по заявлениям граждан (соседей), указывающих на опасность и агрессивность поведения владельца (собственника) оружия.
Данная мера, соответствуя указанной международной практике в части регулирования отношений оборота оружия, направлена на усиление превентивной роли разрешительной системы.
5. В настоящее время в Законе отсутствуют запретительные требования к появлению граждан с оружием (в том числе огнестрельным травматическим и пневматическим) в общественных местах (культурные и учебные заведения, заведения общепита, рестораны, транспорт), в то же время весьма мощный законодательный акцент делается на запрет в указанных местах курения, хотя табак не относится к источникам повышенной общественной опасности, в отличии от оружия самообороны.
По аналогии с запретом на табакокурение – законопроектом предлагаются такие же ограничения и в отношении оружия.
6. Законопроектом также предусматривается новация по выдаче медицинского заключения о состоянии здоровья гражданина, в том числе указаны медицинские противопоказания по обращению с оружием, которые должны выдаваться врачами общей практики с участием невролога, психиатра и нарколога или медицинскими комиссиями, возглавляемыми семейным врачом или терапевтом, с включением в состав комиссии невролога, офтальмолога, отоларинголога, травматолога или хирурга-ортопеда, психиатра и нарколога. Врач или медицинская комиссия в соответствии с их компетенцией оценивают медицинские противопоказания и, при необходимости, отправляют лицо для дальнейшего обследования для получения иных медицинских заключений.
Данная норма обусловлена необходимостью наряду с предлагаемыми тестами повысить «входной контроль» при первичном получении лицензии (разрешения) на соответствующий вид оружия, а также в последующие пятилетние периоды проверки состояния человека, обладающего законным правом на оружие.
Вышеизложенные изменения и новации Закона обусловлены также тем, что в Российской Федерации с начала экономических реформ вопросы оборота оружия стали не только видом бизнеса, но и неотъемлемой частью рыночных и социальных преобразований всех сфер жизни общества, в том числе широкого использования охранных услуг. Сегодня нет ни одного человека, кто бы избежал или не ощущал опасности воздействия либо агрессивности вооруженных людей.
В такой ситуации государство обязано осуществлять над этим видом экономической деятельности оборота оружия свой контроль и надзор.
В подтверждение необходимости принятия предлагаемого законопроекта можно сослаться на ряд правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 июня 2012 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобами граждан Г.В. Белокриницкого и В.Н.Тетерина\", где Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил право федерального законодателя принимать административно-правовые меры в рамках Закона, исходя из того, что «Право собственности, включая право владения, пользования и распоряжения имуществом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, не является абсолютным и, в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, может быть ограничено федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства. Право государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для контроля за использованием собственности согласно общим интересам, как следует из статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не умаляется признанием права каждого физического и юридического лица на уважение и защиту принадлежащей ему собственности (и, соответственно, свободы пользования имуществом, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности). Осуществляя на основании статьи 71 (пункты «в», «м») Конституции Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений, связанных с продажей и покупкой оружия, федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения как в определении видов оружия, условий и порядка их приобретения, так и в установлении видов и мер ответственности за правонарушения в сфере оборота оружия (п. 2.1.).
Автор законопроекта полагает, исходя из общемировых и европейских тенденций в сфере регулирования и контроля оборота оружия, норм Конституции Российской Федерации, что предлагаемые нормы изменений в Закон соотносятся с как с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, так и с единственным синтетическим критерием надлежащей реализации любого федерального закона в любой сфере государственной деятельности, - которым является соблюдение законности.
Следует отметить, что правовая реформа, выявившая за последние годы множество проблем во всех сферах жизни общества и коснувшаяся не только каждого гражданина России, но и всех государственных, политических и общественных структур, в том числе сферы оборота оружия, на первый план выдвигает вопросы социального значения и, в том числе, безопасности населения, повышения нравственных ценностей подрастающего поколения в противовес сценам насилия и жестокости. Разрешению указанных проблем будут способствовать нормы предлагаемого законопроекта, так как, следуя преамбуле Федерального закона «Об оружии», правоотношения, возникающие при обороте оружия, боеприпасов и патронов направлены на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности и укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.