Семинар или тренировка?
Автор: Данилович Павел.
— А вы мне стойку не поставите (стрелковую)?
— Что? Какую стойку? Мы к чемпионату Мира готовимся!!
(разговор на учебно-тренировочном сборе)
Очень часто стрелки, которые только начинают свой путь в стрелковом спорте часто путают названия спортивных и тренировочных мероприятий. Но бывает и так, что их путают стрелки с достижениями. Возможно, они действительно заблуждаются. А может, и нет. Если вы приехали на базовый семинар по освоению техники стрельбы в движении, а ваш инструктор говорит вам: делай как я, при этом постреливая, показывает, как нужно выполнять данную технику, то это не семинар, а мастер-класс. Чуть позже, прочитав эту работу, вы начнете понимать разницу.
Разделим спортивно-тренировочные мероприятия:
Мастер-класс.
Показательные выступления.
Семинар-соревнование.
Учебно-тренировочный сбор.
Семинар.
Тренировка.
Мастер-класс. Обычно проводится именитым стрелком. Его звание и достижения не подвергаются сомнениям. У него все настоящее, и сам он настоящий мастер. Следовательно, стрелять он тоже умеет. Так что посмотреть есть на что. Обычно это потрясающие упражнения. Сложные и скоростные. Мастер класс очень важен для начинающих стрелков. Они могут пообщаться с отличным стрелком и, возможно, с хорошим человеком. Но это не семинар, объяснять вам он ничего не будет. Но, что важно на мастер-классе, чемпион обычно предлагает пострелять вместе с ним и попробовать повторить, то, что делает он.
Возможно, вам повезет, и вы покажете результат наравне с ним, или, может даже, стрельнете немного лучше него. Если вам повезло, и вы действительно хорошо отстреляли, не обольщайтесь. Возможно, это часть театра, и именитый стрелок немного поддался вам. Во всяком случае, правду вы никогда не узнаете. Не вы режиссер этого спектакля. Если таковой возможности нет, то это не мастер-класс, а показательные выступления.
Показательные выступления. Обычно это же самое, что и мастер-класс, только без возможности пострелять самому. В спортивной жизни обычно не используется, но все же имеет место быть. Это удел военных и полиции. Обычно они проводят показательные (очень старое название: показные) выступления, которые они называют «показухой». Спортсмены высших достижений крайне редко соприкасаются с этим явлением, потому что это: не интересно, не нужно и еще занимает массу времени. Обычно таких мастеров просят показать что-нибудь эдакое. Но все это требует хорошей организации, как перед самим стрелковым выступлением, так и после. Некоторым стрелкам везет, и все это действо заканчивается хорошими государственными контрактами на подготовку сотрудников разного уровня.
Семинар-соревнование. Обычно проходит в рамках действующего матча невысокого уровня или специально организованного соревнования. Обычно это клубный матч первого уровня. И обычно его проводит тренер с огромным опытом стрельбы. Это тот, кто еще сам не разучился поражать мишени точно, быстро и в любом порядке. Сколько будет упражнений, решает он сам. Сложность упражнений тоже определяет тренер. Если тренер действительно хорош, и его авторитет не вызывает сомнений, то хватит и его слов. Но это если тренер хорош, а вот стрелки у него могут быть разные, и порой одних слов бывает недостаточно. Нужно задействовать еще и глаза. Поэтому и приходится выполнять упражнения самому.
Семинар-соревнование вариативен. Организатор семинара-соревнования может выполнить упражнение первым, или в самом конце, после своих учеников. И тот и другой варианты хороши с разными стрелками. В любом случае, сначала читается брифинг к упражнению. А дальше тренер показывает и объясняет правильный гейм-план прохождения упражнения. Этим он освобождает начинающих стрелков от сомнений в правильности прохождения упражнения. И это очень важно. Таким образом, начинающие стрелки приобретают необходимую матчевую уверенность и могут показать хороший, и даже отличный результат на упражнении. При полном доверии со стороны своих учеников умный и правильный тренер, которому уже нечего доказывать, выполняет упражнение первым.
Бывает и иначе, это если стрелок или стрелки ставят под сомнение стрелковый и спортивный уровень своего тренера. Да, такое бывает. И здесь необходимо сделать небольшое отступление, сказав о том, что на первых порах тренерской работы во главу угла ставятся достижения и звания наставника. А уж потом его профессиональная пригодность к выбранной профессии. Хороший стрелок, еще не значит хороший тренер. Вернемся к семинару-соревнованию. В этом случае тренер предлагает начинающим стрелкам самостоятельно продумать гейм-план упражнения и соответственно постараться выполнить его первыми. При этом самых строптивых можно поставить в числе первых стрелков.
Сам же наставник выполняет упражнение последним. Его результат, может стать откровением для некоторых стрелков, ведь они не имею такого огромного опыта участия в матчах. И конечно не знают, что на данном упражнении можно придумать такой гейм-план. Придумать гейм-план это одно, а вот реализовать его совсем другое. В этом и заключается мастерство тренера.
Второй вариант крайне важен для сильных стрелков, которым важно давать инициативу. Выполняя упражнение первыми, они получат бесценный опыт, основанный на своих ошибках. Они настолько сильны, что умеют думать над ними и исправлять их. В их тренировочной работе нет места психологическому расстройству. Это только правильные мысли и только анализ своей стрельбы.
Поэтому отличному тренеру есть чем заняться на семинар-соревновании. Работа над гейм-планом это одно, а реализация его, это совсем другое. Обычно при такой работе появляются технические ошибки. У кого-то их меньше, а у кого-то больше. И начинающим стрелкам и уже профессионалам высокого уровня крайне тяжело отмечать у себя эти ошибки. Начинающие стрелки не имеют опыта, что видеть эти ошибки. А профессионалы настолько сильны, что ошибки их минимальны. Увидеть ошибку в этом случае тяжело. Поэтому в этом они равны. Здесь нужен сторонний взгляд и многолетний опыт. Хороший тренер может заметить ту мелочь, которая снова и снова не дает стрелку в очередной раз стать первым. А как мы знаем, если речь идет о золоте чемпионата России, мелочей не бывает.
Если матч организован самим наставником, то после разбора оптимального гейм-плана и проработки всех стрелковых и нестрелковых ошибок, стрелки несколько раз проходят это упражнение одним и тем же гейм-планом. Повторение — мать учения. Накопление правильного матчевого опыта и есть главная цель семинара-соревнования. А дальше новое упражнение и снова новое матчевое напряжение, и новые ощущения.
Учебно-тренировочный сбор (УТС). Обычно проходит от 10 до 30 дней. Вообще минимальный сбор — 12 дней, но это уже нюансы, известные немногим. Стрелков, кто мог бы выделить десять и более дней на учебно-тренировочный сбор немного. Но и за пять дней можно добиться многого. УТС так же проводится для спортсменов высших достижений, а так же для кандидатов в сборную страны. Так же, он имеет место быть перед ответственным стартом для набора спортивной, и стрелковой формы. И хотя называется он учебно-тренировочным сбором, учить на этом спортивном мероприятии некого. Стрелки-участники, почти все умеют и почти все знают. Почти.
Слово — учить здесь применяется в контексте самообучения. Опытный стрелок учится сам, задача тренера помочь ему в этом. Организовывает тренировочный процесс таким образом, что бы думающий спорстсмен-стрелок сам увидел маленькие недочеты в технике прохождении упражнений и тут же их исправлял. На этом высоком уровне спортсмен больше всего нуждается в повышении своей уверенности, и шлифовке своей концентрации внимания. И самые главные помощники тренера в этом процессе, это, прежде всего его главное оружие: слова. Ведь правильное слово, сказанное в нужный момент, это путь к уверенности спортсмена в своей тренированности, в своей психологической готовности к главному матчу года.
Учебно-тренировочный сбор это так же хороший процесс по выявлению общей неготовности стрелка. Он поможет отсеять слабых стрелков. Может так получиться, что стрелок технически не готов к таким мероприятиям. И на фоне других стрелков сразу будет видна плохая стрелковая техника. Ошибки в технике, которую стрелок еще вчера считал идеальной, могут вызвать у него паническую атаку. Концентрация внимания в один миг развалится и вот уже стрелок показывает полное отсутствие психологической подготовки. Хороший и правильно организованный учебно-тренировочный сбор закалит и сделает сильным и без того сильного стрелка. А вот психологически слабого стрелка — еще больше ослабит.
Обычно учебно-тренировочный сбор проводится с полной организацией и с полным погружением в тренировочный процесс. Это и организация проживания, питания и досуга. Очень важно, что бы стрелок думал только о тренировочном процессе. Все процессы, за исключением стрелковых тренировок должны быть оптимизированы и занимать немного времени. Хорошо если УТС проводится на стрелковом объекте полного цикла. А это и гостиница, и столовая, и оружейная комната с дополнительным запасом патронов. Поэтому мероприятия такого рода очень важны при отборе и подготовке сборных команд
Семинар. Обычно семинары проводят несколько дней. Почти всегда это: два, три, пять и десять дней. Семинары можно условно разделить на разные уровни. Первый уровень это базовые техники. Второй уровень это уже понимание вида стрелкового спорта «практическая стрельба». Конечно, на базовом семинаре необходимо объяснить саму суть практической стрельбы, но лишь немного. Почему так? Очень важно сначала научиться выполнять все базовые стрелковые техники изолированно. А уж потом учиться соединять их в сложно координационные упражнения, иначе называемыми стрелковыми связками. Следующим этапом будет обучение применять эти связки в гейм-планах применительно к упражнениям.
Есть большая разница в том, где, когда и с кем проводится семинар. И нужно понимать, в чем подразумевается различие. Если это новички — начинающие стрелки, то знаний полученных за пять дней им хватит на один год самостоятельной работы. Если вы участвуете в семинаре под руководством прославленного чемпиона Мира, где-нибудь за пределами нашей родины, то можно сразу потренироваться десять дней. Знаний и умений у такого тренера хватит. Экономия финансов тоже очень важна, зачем ездить в одно место два раза.
Семинары сейчас проводятся во всем мире именитыми и не очень именитыми стрелками. Задача стрелка выбрать, что ему больше подходит.
Что же такое семинар, для чего и для какой категории стрелков он проходит. Семинар это полностью образовательный процесс. Каждая рассматриваемая стрелковая и не стрелковая техника должна быть разложена и разобрана по крупицам. Так же она должна быть понята стрелками. Не должно остаться никаких белых пятен, никаких пробелов во всех элементах техники. Стрелок должен все понять и самое главное, что его тренер должен понять, что стрелок действительно все понимает. Способ подводящих упражнений здесь очень пригодится.
В этом случае полученные знания становятся собственностью стрелка-спортсмена. Поэтому обычно на хорошем семинаре начинающий стрелок сразу, прямо здесь ведет свой стрелковый дневник, записывая все, что он услышит. И сразу, здесь на стрельбище старается понять искусство тренировочного процесса пока в очень узком сегменте базовых техник. Он простреливает все техники и может так случится, что у него все получится. Знания могут сразу стать умением, но не стать навыком. Через несколько дней, а может быть часов, это умение разрушится. Но это не беда, так как все знания разобраны и записаны в стрелковый дневник. Стрелок может в любой момент открыть его и снова восстановить свои знания и уже самостоятельно восстановить свое умение путем кропотливых тренировок. И у него всегда есть к ним доступ, на любом этапе стрелковой карьеры.
Подведем итог. Для кого полезны семинары? Только лишь для тех, кто имеет способности к самообразованию. Кто способен самостоятельно тренироваться. Кто способен изучать себя и учиться видеть свои ошибки. Кому неизвестно слово: лень. Кто всегда мотивирован на успех. Дополнительная мотивация им понадобиться позже, на более высоком уровне. Вот там им и придет на помощь профессиональный тренер. Тренер, которому они доверяют.
Ведь все знания получены, есть оружие, есть стрельбище и патроны. Осталось только заставить себя тренироваться. Но им не нужно себя заставлять. Семинары подходят только тем, кто может работать по программе самоподготовки. История развития стрелкового спорта доказывает нам, что почти все чемпионы всегда были на самоподготовке. Остальным же нужен тренер, для постоянного проведения и участия в тренировочном процессе.
Тренировка. Или тренировочный процесс. Конечно если это одна тренировка, то она легко может стать семинаром одного дня. Это зависит от уровня стрелка. Если его уровень не высокий, то так и будет. Но важно понимать, что настрой тренера и стрелка должен быть одинаков. Если стрелок готов к замене тренировки однодневным семинаром, то можно так и сделать. Чаще бывает, что стрелок сильно в себе уверен, и он ждет, что его немного поправили и все, дело пойдет. Но так не бывает.
Начинающие стрелки очень часто хотят знать заранее тему тренировки. Бывает, они ее получают. Это важно для начинающих стрелков, которые еще психологически слабы, и их пугает все новое и неизвестное. Если они тренируются под руководством одного постоянного тренера, то тренировочный план расписан на определенное время вперед. Конечно, в процессе тренировок план может корректироваться.
Что такое тренировочный процесс. Это тот же самый семинар, за некоторым исключением. Если во время семинара одна базовая техника объясняется за определенное количество часов, то во время тренировок это может растянуться на дни, или даже месяцы. И зависит это от стрелка, точнее, от его способности усваивать новый материал. Да и тренеру некуда спешить.
И второе, стрелку нет необходимости самому следить за правильным выполнением упражнения. Для этого у него есть тренер. В этом случае, стрелку одновременно и просто и сложно. Простота заключается в том, что стрелок слепо делает, то, что ему говорят. А сложность проявится намного позднее, ведь стрелок работал, не пытаясь понять всю глубину практической стрельбы в самом начале.
Сложности в тренировочном процессе находят свое отражение и у профессионалов. Они все знают и все умеют. Поэтому они могут и умеют тренироваться самостоятельно. Находятся, что называется на самоподготовке. Среди них есть те, кто сомневается в себе, и задает себе вопрос: все ли я знаю. Может, мне не известна какая-нибудь новая стрелковая техника. Таких стрелков каждый раз интересует тема тренировки. Что сказать, они безграмотны. Основная тема их тренировок очень проста: это поиск ошибок и устранение их.
Вторая основная тема это психологическая подготовка. Рост психологической уверенности стрелка возможен только в одном случае. Если он может выполнить упражнение, которое на первый взгляд кажется невыполнимым. Выполнить попадание в мишень за минимальное время. Стать еще точней, еще быстрей и уверенней в себе. Вот на что должна быть направлена тренировочная деятельность профессионального стрелка. Если он может самостоятельно это сделать, он большой молодец! Если нет, то ответ очевиден. Ему нужен тренер.
Подведем итог. Тренировочный процесс может быть очень хорош для тех, кто имеет слабую мотивацию. Кому тяжело тренироваться самостоятельно. Им постоянно нужен тренер, так как они не готовы к самостоятельному анализу своей стрелковой работы. Это те, кто хочет идти ровным путем, постоянно повышая свой стрелковый уровень. И это конечно малые и большие лентяи. Расписание и назначенное время тренировок дает им ответственность, поэтому они и спешат на тренировку, ведь пропускать ее нельзя. И среди них тоже есть чемпионы. Все возможно, когда стрелок начнет понимать, что нельзя в тренировочном процессе всю ответственность перекладывать на плечи тренера. Нужно вникать самому. В этом и есть отличие стрельбы от других видов спорта. И это тяжело, ведь порой стрельба бывает непостижима.
Прочитав эту работу, начинающие стрелки начнут разбираться в тонкостях названий и самое главное в содержаниях стрелково-спортивных мероприятий. Смогут выбрать, что им нужно. В чем они сейчас нуждаются. Повторюсь, намного хуже, если подмена стрелковых определений идет на уровне уже опытных стрелков. Приезжая на матчевую тренировку к опытному мастеру, начинающий стрелок может оказаться на мастер-классе. Принимая решение на участие в обучающем семинаре, начинающий стрелок может оказаться на показном выступлении. И совсем непонятно, зачем стрелок, прошедший обучающий многодневный семинар, который уже получил все стрелковые техники, тренируется под руководством инструктора.
Успехов Вам!
2020 г., апрель
Отзыв:
Мое мнение — попасть на учебно-тренировочные сборы к Павлу Даниловичу — это счастье для стрелка. Конечно, я записалась и, конечно, меня не взяли. Я не была у него на семинарах, не вела долгие переговоры-переписки с ним, результатов не показывала, и даже никогда не встречалась и не общалась с ним в сети. Так что, по всей логике шансов попасть на сборы не было, от слова «совсем».
Но чудеса случаются, меня взяли, и ответственность моя возросла в разы перед теми людьми, которые поручились за меня, особенно один человек. Как подготовится к сборам, я не знала. Знала только, что Данилович может хвалить-хвалить, а потом взять и выгнать со сборов, и что будет много неожиданностей. Таким образом, я решила просто поднять по возможности ОФП в зале, а об остальном вообще не думать.
Теперь о самих сборах. Такого логичного, интеллектуального, концентрированного, выстроенного процесса обучения я не встречала. Каркас тренировок был практически идеален, стройный, гармоничный, жесткий и как ни парадоксально гибкий, и когда мы стали успевать за этой безупречной логикой наши тренировки просто полетели. Но это было нелегко, и не сразу, прежде всего непростую цель поставил перед собой сам тренер. Это была сложнейшая тренировка сообразительности, координации и гибкости ума.
Мозг тренировать сложнее всего, но Павел Викторович взялся за это. Каких личных ресурсов ему это стоило можно только догадываться, но это была потрясающая задача и блестящее исполнение. Для нас это была работа на решение квеста, каждые 10 минут ситуация менялась, привыкнуть невозможно, думать о прошлом нельзя, все время в стрессе, 25 гейм-планов за тренировку. Расслабляться времени нет, фиксируешь ошибку, записываешь, если можешь, исправляешь, идешь дальше, работали где-то на пределе. Я думаю, для тренера это была эквилибристика на канате, взять с нас по максимуму, при этом не загнать, баланс точности и мощности на пределе скорости.
Объем информации, который давал нам Павел Данилович, в тот момент было невозможно
оценить, да мы и не пытались, не до этого было. Безусловно, это был вызов, это был хороший вызов, а сейчас — это основа для будущей работы стрелка. Каждый взял на сборах свое, думаю, никто из нас не скажет, что этого было недостаточно, этого было с избытком, это был прекрасный задел для будущих тренировок и новых интереснейших задач. Готовиться к сборам можно и нужно, по мере сил и возможностей, а потом просто приехать и просто довериться тренеру.