IPSC в Пермском крае > Особенности стрелковой подготовки
Невероятно, но fuck....
(1/1)
Чегодаев Сергей:
СУДЬБА ИГРАЕТ ЧЕЛОВЕКОМ?
Наверное, любой человек может, опираясь на собственный жизненный опыт, привести примеры того, что одним судьба улыбается, а над другими смеется. Но не стоит забывать мудрое высказывание, гласящее, что удача сопутствует тому, кто все сделал для достижения цели. Хочу поделиться с читателями несколькими примерами из личной практики судебного медика и практики моих коллег, а уже ваше дело судить, что же было главным в каждом случае – удача или…
Сосуды жизни и жизнь сосудов
Статистика второй половины 1990-х годов свидетельствует, что при применении огнестрельного оружия как в криминальных, так и в правоохранительных целях живыми остаются лишь 2 из 10 раненых, а из 8 погибших 5 умирают от ранения крупных сосудов или сердца.
Специально попасть в сердце вполне реально. Статистика ранений грудной клетки свидетельствует, что пуля в него может войти практически с любой стороны. Именно потому этот трепетный комочек плоти закрывает в первую очередь даже самый примитивный бронежилет.Группа "тактика спецназа"
Говорить о прицельной стрельбе в крупный сосуд типа аорты или полой вены может лишь полный невежда, хотя повреждение именно этих сосудов является самой частой причиной смерти на поле боя наряду с ранениями черепа.
До 1970-х годов нашего века в судебной медицине существовало такое понятие, как «безусловно смертельное ранение». К таковым относили ранения, которые даже при своевременном оказании квалифицированной медицинской помощи всегда приводят к смерти. В их числе ранения магистральных сосудов.
Известен случай, когда из двух автоматов АКС-74У по жертве заказного убийства было выпущено больше 40 пуль с расстояния менее 10 метров. В результате довольно плотного огня в жертву попали лишь… четыре пули, из которых три прошли под кожей навылет, не повредив даже мышцы, но четвертая угодила в самый крупный венозный сосуд – в нижнюю полую вену, которая лежит вдоль позвоночника рядом с аортой. Прожив около двух часов, уже в больнице, этот человек умер от кровотечения: спасти при таком ранении практически невозможно.
Кстати, о трудностях прицельной стрельбы из укороченного варианта АКС-74 калибра 5,45 мм и пистолета ПМ. По моим наблюдениям, если стрельба ведется в стрессовой ситуации, например при заказном убийстве, вероятность поражения цели падает пропорционально кубу расстояния.
Однако не могу не рассказать и о таком случае. Однажды при задержании двух подозрительных лиц, шедших глубокой ночью по улице с большими мешками за спиной, сотрудники милиции были вынуждены применить оружие. Надо сказать, что уже длительное время весь Балашихинский район лихорадило от непрекращающихся дерзких квартирных краж, которые совершались преимущественно по ночам. После окрика двое бросились бежать, бросив мешки. Услышав предупредительный выстрел, один из них застыл с поднятыми руками, а второй, поднажав, достиг опушки леса. Поняв, что преступник скроется среди деревьев, милиционер остановился и произвел три выстрела из табельного ПМ почти с 30 метров по едва различимому силуэту. Он прекрасно понимал всю ничтожность шанса попасть в таких условиях даже в стоящего слона. Поэтому, ничуть не удивившись, что преступник исчез среди деревьев, стрелявший и его напарник все внимание уделили более законопослушному члену преступной группы.
Утром в связи с необычностью случая (а применение оружия сотрудниками милиции в то время было экзотикой) группа во главе с прокурором выехала для осмотра места задержания. При свете дня они обнаружили все 4 гильзы, после чего для очистки совести решили посмотреть, куда же улетели пули. Пройдя 17 метров от опушки леса, группа увидела труп «убежавшего». Оказалось, что ни одна из трех пуль не прошла мимо. По одной входной ране находилось на задней поверхности бедер, сантиметров на 25 выше подколенных ямок, и одна на спине. При исследовании трупа в морге было установлено, что повреждены три практически самых крупных артериальных сосуда человеческого тела: дуга аорты, которая располагается сразу выше сердца в самом центре грудной клетки, и обе бедренные артерии толщиной с палец.
Как сказал И. К. Савков, судебно-медицинский эксперт, исследовавший труп, вероятность такого ранения равна невероятности. После повреждения сразу трех магистральных сосудов смерть наступила через несколько секунд, за которые квартирный вор и пробежал последние в своей жизни 17 метров.
Сосуды, на которых ощущается биение пульса, еще в начале этого века назывались «бьючными жилами», теперь они известны всем как артерии. Самые крупные артерии шеи – сонные. Именно их чаще всего перерезают ножами и бритвами, пережимают руками и удавками. Огнестрельное же повреждение этих артерий – вещь редчайшая. Однако опаснее, чем повреждение самих этих сосудов, – раздражение (а точнее – перераздражение) нервов, лежащих вдоль них. С подтверждением сказанного я встретился осенью 1990 года.
В то время в Москве самой опасной профессией стала профессия таксиста, а владельцы частных авто, подрабатывавшие извозом, воспринимались просто как самоубийцы. В одного из таких водителей грабитель, сидевший на заднем сиденье справа, выстрелил из самодельного револьвера, снаряженного патронами .22LR. Пуля вошла в шею возле угла нижней челюсти справа, а вышла слева, позади щитовидного хряща. В процессе тщательнейшего послойного исследования мягких тканей, осмотра крупных сосудов и органов шеи их повреждений установлено не было.
После использования всех доступных методик, в том числе микроскопического исследования кусочков тканей из стенок раневого канала, был сделан вывод, что смерть водителя наступила из-за травмирования блуждающего нерва. Этот нерв, имеющий толщину дратвы, на шее лежит рядом с сонной артерией и в норме «притормаживает» сердце, а при перераздражении останавливает. Это к вопросу о том, можно ли убить, воздействуя на некоторые точки тела? Можно.
Много ли надо?
При соответствующих условиях для причинения смертельного ранения бывает достаточно энергии всего в несколько джоулей, а при других условиях не хватит и нескольких сотен. В 1998 году был случай, когда одним выстрелом были убиты сразу два человека. Выломав оба замка в двери, как они думали, будущей жертвы, злоумышленники увидели направленную на них двухстволку. Тогда резко изменив свои намерения, они решили покинуть негостеприимный дом и рванули из подъезда, благо вожделенная квартира находилась на первом этаже. Однако выстрел остановил преступников.
Голова бежавшего вторым была насквозь пробита зарядом самодельной картечи, который вошел за правым ухом, а вышел через правую глазницу. Первому же досталось всего две деформированные картечины, уже сделавшие роковое дело в черепе его друга.
Совершенно очевидно, что картечины эти энергией обладали небольшой и причинить сколь-нибудь серьезное ранение просто не могли. Однако произошло невероятное. Одна из них пробила кожу и остановилась на поверхности затылочной кости, не создав даже трещинки. Вторая же летела чуть ниже и вошла в шею сразу под затылочной костью. Попала она в ту узкую щель, где череп сухожильной мембраной соединяется с позвоночником. Но даже эту мембрану картечина пробить не смогла, а лишь стукнула по ней. Однако этого оказалось достаточно, чтобы развилось крайне редкое повреждение – так называемое травматическое базальное субарахноидальное кровоизлияние (БСАК). Проще говоря, кровь излилась под мягкую мозговую оболочку на основании мозга, а, как говорят медики, «с этим не живут».
К категории редчайших следует отнести случай, когда из одного ствола охотничьего ружья БМ-16, заряженного дробью №3, муж застрелил жену, а из второго – выстрелил себе в рот. Все, что должно было вылететь из ствола, включая заряд дроби и пыжи, вылетело через левую щеку, снеся половину лица. Я был поражен, когда через полтора месяца в следственном изоляторе описывал ужасающий рубец, образовавшийся на месте зажившей огнестрельной раны у неудачливого самоубийцы.
Не так редки случаи, когда из града пуль лишь одной удается найти более или менее достойную цель. Разборка с использованием сразу нескольких автоматов и пистолетов-пулеметов происходила на небольшой площадке, сплошь огороженной вездесущими торговыми палатками с бесчисленными рядами симпатичнейших сосудов с винами и водками отечественного и зарубежного производства.
В одну из палаток попало больше десятка пуль. К удивлению оперативной группы, ни один из бесценных сосудов не был разбит. Единственным поврежденным оказался хозяин палатки, прятавшийся в углу под прилавком. Пуля, нарушив целостность брюк, попала в самое мягкое место организма, лишив невинно пострадавшего возможности в течение двух недель привычно располагаться в любимом кресле перед телевизором.
Что такое хорошо?
Не прекращается спор о преимуществах по эффективности пистолетов над револьверами, крупного калибра над средним, полуоболочечных пуль над оболочечными и т. д. Каждая точка зрения находит своих сторонников. Приводятся математические расчеты скоростей и энергий, результаты экспериментальной стрельбы по желатиновым блокам и подопытным животным. Вспоминают последствия перестрелок мафиозных группировок и эффективность применения штатного оружия сотрудниками милиции и полиции.
Специалисты знают, что можно показывать любые результаты при стрельбе в тире, от весьма посредственных до 100 из 100 возможных, но что будет при применении оружия в реальной обстановке, предсказать почти невозможно. В то же время очевидно, что при попадании в одну и ту же точку тела больший вред причинит пуля большего калибра, имеющая большую скорость и способная отдать максимум энергии поражаемым тканям.
Пули мощных винтовочных и промежуточных патронов на дистанциях до 25 метров причиняют тяжелую травму с развитием шока даже при пападании в конечность. В ходе эксперимента выстреленная из СКС на дистанции 20 метров обычная пуля вызывала перелом бедренной кости, даже проходя рядом с ней в мышцах. В тех же условиях попадание в голову приводило к разрушению костей черепа с образованием нескольких крупных фрагментов. Результат же применения наиболее распространенных моделей короткоствольного оружия очень часто зависит от попадания в конкретный орган, ткань или анатомическое образование.
Однако в музейной коллекции Московского областного бюро судмедэкспертизы, опровергая научную статистику, хранится фрагмент затылочной кости, изъятый мной при экспертизе трупа умершего от сердечного приступа пожилого мужчины. При осмотре черепа после отделения мягких покровов головы был обнаружен выступ на затылочной кости в месте, не предусмотренном нормальным анатомическим развитием. Помня, что хоть и редко, но именно здесь может встретиться так называемая «кость инков» или вставочная косточка, я легонько ножом обнажил поверхность кости.
На затылочной кости, в небольшом углублении, лежала расплющенная в лепешку безоболочечная пуля малокалиберного патрона. Довольно толстая фиброзная капсула, окружавшая пулю, создавала впечатление бугра и красноречиво свидетельствовала о том, что пуля угодила в затылок не один год, а может быть, и не одно десятилетие назад. Затылочная кость, являясь самой толстой костью черепа, в данном случае на 100% выполнила свое предназначение – спасла мозг от повреждения. Конечно же, и пуля не имела того максимального запаса энергии, который она теоретически могла бы иметь.
Вспоминается убийство студентки техникума в тире ее тренером по стрельбе. Случай достоин описания, так как имел огромный общественный резонанс и трагическое продолжение. В данном же случае важно то, что выстрел был произведен в ту же область, тем же патроном, но пуля не только пробила затылочную кость, но и глубоко внедрилась в следующую по ходу раневого канала кость основания черепа.
В литературе, посвященной рентгенологическому исследованию огнестрельных ранений головы, приводятся снимки черепа с прекрасно видимыми даже не специалистам огнестрельными снарядами (пулями, осколками).
Ранения головы и шеи всегда опасны, но даже они не всегда смертельны. В 1997 году при покушении на работника одной районной администрации два выстрела с нескольких метров в голову, произведенные наемными убийцами, причинили лишь легкие телесные повреждения (по новому Уголовному кодексу – легкий вред здоровью). Стреляли из оружия серьезного 25-го калибра. Одна из пуль прошла под кожей головы навылет, а вторая, войдя в правый висок, прошла ниже черепа через верхнюю треть шеи, пробила обе стенки глотки, там где расположены общеизвестные гланды, и остановилась под кожей на шее слева. Более двух недель врачи ожидали возможных осложнений пулевого ранения шеи, но их, к счастью, не произошло.
Нередко остаются живы и самоубийцы, стреляющие в излюбленный правый висок. Конечно же, ТТ шансов выжить не оставляет, а вот пули калибра 5,6 мм и даже нагановская 7,62 мм при горизонтальном ходе через лобные доли отнюдь не всегда приводят к смерти. Достаточно вспомнить неудачную, к счастью, попытку самоубийства молодого М.В.Марголина, когда пуля калибра 6,35 мм оставила в живых будущего изобретателя знаменитого спортивного пистолета. Последствием того выстрела явилась развившаяся слепота талантливого оружейника.
В стиле Агаты Кристи
Один из виднейших современных российских судебных медиков – Вячеслав Леонидович Попов в своей уникальной книге «Судебно-медицинская казуистика» приводит случай внезапной гибели мужчины на своем огороде. Сосед по дачному участку решил посмотреть, почему его приятель Владимир Иванович Пальцев не ответил на очередной вопрос, и увидел того уткнувшимся лицом в грядку. Поскольку Владимир Иванович нередко жаловался на сердце, все решили, что смерть эта хоть и преждевременная, но в общем-то естественная. Трудно передать удивление судебно-медицинского эксперта, когда небольшая ссадинка под кровяной корочкой на верхней поверхности левого плечевого сустава оказалась типичной входной огнестрельной раной с дефектом в центре. Этой раной начинался весьма длинный огнестрельный раневой канал.
В ходе исследования, начавшегося с обзорной рентгенографии, было установлено, что по ходу раневого канала полностью перебиты отросток лопатки, шейка плечевой кости и частично ребро, насквозь прострелено левое легкое, повреждены тело VIII грудного позвонка и аорта на этом же уровне, нижняя доля правого легкого и почти насквозь правая доля печени. В конце раневого канала находилась оболочечная пуля промежуточного патрона образца 1943 года. Криминалисты добавили, что выстрелена она из штатного боевого оружия – 7,62-мм автомата Калашникова с малоизношенным стволом.
Откуда могла прилететь эта пуля на территорию дачного поселка? Ведь автомат Калашникова стреляет отнюдь не бесшумно, а звука выстрела никто не слышал. В 2 км от поселка располагалось стрельбище, но садовод погиб в субботу, когда стрельбы не проводились. Кроме того, расчеты и серия экспериментов показали, что пуля, пролетевшая 2000 метров, могла образовать щелевидную рану (без дефекта в центре) и раневой канал соответствующей длины только в мягких тканях. Даже одна костная преграда резко сокращала длину раневого канала, а их было четыре, в том числе и плечевая кость. Следовательно, вариант со стрельбищем отпадал.
Почти 1,5 года ушло на отработку версий. Следствие находилось в полном тупике, когда профессор – судебный медик при очередном обсуждении отрицательных результатов расследования ткнул карандашом в обозначенную на масштабном плане места происшествия железнодорожную ветку метрах в 500 от поселка и сказал: «Остается предположить, что стреляли из проходящего поезда». Отработка этой невероятной на первый взгляд версии очень скоро помогла установить, что в тот злополучный день в вагоне воинского эшелона солдат после чистки своего автомата произвел случайный выстрел, оказавшийся роковым для Владимира Ивановича Пальцева.
В очередной раз перечитывая Библию, в книге Екклезиаста встретил такие слова: «И обратился я и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не разумным – богатство, но время и случай для всех их». Лучше, наверное, и не скажешь.
Виктор Емелин
Журнал «Солдат удачи» №9, 1998
Grossfater Muller:
http://ria.ru/incidents/20160102/1353192867.html
Говорят, моссберг.
Навигация
Перейти к полной версии